![]() |
|
Творчество А.П. Чехова в аспекте школьного изучения(Лекция — 1 час)Жизнь и судьба писателя. Своеобразие личности А.П. Чехова. Основные этапы творческого пути А.П. Чехова. Историко-биографические и мемуарные источники изучения жизни и творчества писателя. А.П. Чехов в 90-е годы. Сотрудничество в юмористических журналах. Сценка, юмореска, анекдот, пародия — основная форма раннего творчества Чехова (на примерах из школьных программ). Широта тематического диапазона рассказов Чехова. Протест против бездуховности и пошлости мещанской среды — один из основных мотивов творчества Чехова. Концепция человека как существа созидающего и творческого. Решение темы пошлости обыденной жизни в «маленькой трилогии» («Крыжовник», «О любви», «Ионыч»). Связь темы пошлости и темы «футлярной жизни» и варианты ее решения в рассказах «Учитель словесности», «Человек в футляре», «Невеста». Особенность конфликта этих рассказов — сопоставление силы «среды» и «воли» личности и варианты его разрешения. «Открытые» и «закрытые» финалы в чеховских рассказах, их роль. Роль детали в рассказах, разновидности детали (психологическая, символическая, «случайная», «импрессионистическая»). А.П. Чехов — драматург-новатор. Черты новаторской драматургии: многомерность и многозначность характеров; новый тип конфликта; лирико-психологический подтекст; одновременное наличие лирического и комического начал; особые формы выражения авторского идеала. Своеобразие чеховской драматургической условности, формы и функции реалистической символики. «Синтетический» жанр чеховских пьес. Идея творческой созидающей роли человеческой личности и формы её претворения в пьесах «Вишнёвый сад», «Чайка», «Дядя Ваня». Практическое занятие (1 час)«Вишнёвый сад» А.П. Чехова как драма нового типа. Эстетическое своеобразие пьесы: наличие лирического и трагического начал. Роль фарсовых эпизодов и комических персонажей в идейно-художественной ткани пьесы. Проблема жанрового многообразия. «Вишневый сад» как «лирическая комедия» (А.П. Чехов), как «тяжелая драма русской жизни» (К.С. Станиславский). Традиционные и нетрадиционные элементы поэтики:
Во время итогового контроля учителям предложено письменно ответить на один из этих вопросов. Литература
|
|
© Иванов А.А. inform-86sc@yandex.ru |