Творчество А.П. Чехова в аспекте школьного изучения

(Лекция — 1 час)

Жизнь и судьба писателя. Своеобразие личности А.П. Чехова. Основные этапы творческого пути А.П. Чехова. Историко-биографические и мемуарные источники изучения жизни и творчества писателя.

А.П. Чехов в 90-е годы. Сотрудничество в юмористических журналах. Сценка, юмореска, анекдот, пародия — основная форма раннего творчества Чехова (на примерах из школьных программ). Широта тематического диапазона рассказов Чехова.

Протест против бездуховности и пошлости мещанской среды — один из основных мотивов творчества Чехова.

Концепция человека как существа созидающего и творческого. Решение темы пошлости обыденной жизни в «маленькой трилогии» («Крыжовник», «О любви», «Ионыч»). Связь темы пошлости и темы «футлярной жизни» и варианты ее решения в рассказах «Учитель словесности», «Человек в футляре», «Невеста». Особенность конфликта этих рассказов — сопоставление силы «среды» и «воли» личности и варианты его разрешения. «Открытые» и «закрытые» финалы в чеховских рассказах, их роль. Роль детали в рассказах, разновидности детали (психологическая, символическая, «случайная», «импрессионистическая»).

А.П. Чехов — драматург-новатор. Черты новаторской драматургии: многомерность и многозначность характеров; новый тип конфликта; лирико-психологический подтекст; одновременное наличие лирического и комического начал; особые формы выражения авторского идеала. Своеобразие чеховской драматургической условности, формы и функции реалистической символики.

«Синтетический» жанр чеховских пьес. Идея творческой созидающей роли человеческой личности и формы её претворения в пьесах «Вишнёвый сад», «Чайка», «Дядя Ваня».

Практическое занятие (1 час)

«Вишнёвый сад» А.П. Чехова как драма нового типа. Эстетическое своеобразие пьесы: наличие лирического и трагического начал. Роль фарсовых эпизодов и комических персонажей в идейно-художественной ткани пьесы.

Проблема жанрового многообразия. «Вишневый сад» как «лирическая комедия» (А.П. Чехов), как «тяжелая драма русской жизни» (К.С. Станиславский).

Традиционные и нетрадиционные элементы поэтики:

  1. Шумовые и звуковые эффекты.
  2. Психологизация ремарки.
  3. Символическая образность.
  4. Символика цвета.
  5. Бессобытийность.
  6. «Подводное течение».
  7. Своеобразие монологов и диалогов.
  8. Двойная освещенность персонажей как главный принцип создания художественного образа.
  9. Специфика заглавного образа «Вишнёвый сад», его символическая многозначность и роль решений конфликта.

Во время итогового контроля учителям предложено письменно ответить на один из этих вопросов.

Литература

  1. Бердников Г.П. Чехов-драматург. 3-е изд. — М., 1981.
  2. Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. Очерки. — Л., 1981.
  3. В творческой лаборатории Чехова. Сб.ст. — М., 1974.
  4. Зингерман Б.И. Театр А.П. Чехова и его мировое значение. — М., 1988.
  5. Ревякин А.И. «Вишнёвый сад» А.П. Чехова. — М., 1960, 1988.
  6. Семанова М.Л. Чехов в школе. — М., 1954.
  7. Семанова М.Л. Чехов-художник. — М., 1976.
  8. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей (ст. о Чехове). — М., 1972.
  9. Сухинин И.Н. «Вишнёвый сад» — А.П. Чехова. // Анализ драматических произведений. — Л., 1988.
  10. Тагер Е.Б. Новый этап в развитии реализма. — В кн.: Русская литература конца XIX — начала ХХ веков. — М., 1968.
  11. Хализев Е.В. Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад». — // Русская классическая литература. — М., 1969. С.358-389.
  12. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. — М., 1971.
© Иванов А.А. inform-86sc@yandex.ru
Hosted by uCoz