![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ВВЕДЕНИЕУчебно-методические комплексы дистанционного образования (далее УМК ДО) в Ульяновском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования предназначены для слушателей, проходящих повышение квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий. УМК ДО разрабатывается в целях обеспечения самообразовательной работы слушателей в дистанционном режиме, методического сопровождения процесса повышения квалификации с учётом потребностей и запросов педагогических работников. УМК ДО – это система учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение обучающимися содержания образования в дистанционном режиме, и являющаяся частью образовательных программ по направлениям повышения квалификации, реализуемым в УИПКПРО. Структура УМК ДО включает в себя следующие основные блоки:
УМК ДО обеспечивает:
Программно-планирующий блокРусская классическая литература XIX века(12 часов)Программу разработала: Васильчикова Т.Н., кандидат филологических наук, профессор кафедры филологического образования УИПКПРО. Пояснительная запискаРусская классическая литература XIX века составляет образовательное ядро школьного литературного образования, без сомнения, являясь его идейно-художественным центром. Вот почему практически все сегодня действующие программы по литературе как для общеобразовательных, массовых школ, так и для школ и классов с углублённым изучением предметов гуманитарного цикла, содержат определенный набор имён и произведений русских писателей XIX века, который считается как бы золотым фондом отечественного искусства слова. Рубежными являются имена А.С. Грибоедова и А.П. Чехова. Между этими великими вехами и располагается русский классический реализм XIX века, изучаемый в школах по-разному: это может быть линейный принцип на историко-литературной основе, концентрический принцип повтора уже изученного материала на новом смысловом и художественном уровне, выборочный принцип и т.д. Вероятно, пути и подходы изучения литературы будут меняться и в дальнейшем, но смело можно сказать, что и в будущем человеку, заканчивающему школу в России, знать этот золотой фонд надо будет обязательно. Неизменность великих имен не значит, что решены все проблемы их осмысления и изучения в школе. Уровень литературоведческой науки в целом не остаётся неизменным, это не может не отразиться на школьном предметном преподавании. Так, утверждение в «большом литературоведении» принципов структурального анализа текста отозвалось в школьном «малом курсе» усилением внимания к художественной форме. В 90-е годы в школьную программу активно стали вводиться основы стихосложения, лингвоанализ текста, категории пространства и времени (хронотоп) в художественном произведении. Литературоведческий анализ стал более профессиональным, углубился, что является прогрессивным и радующим фактором. Но учителя-словесники часто испытывают затруднения перед необходимостью новой интерпретации произведений, казалось бы, известных и изученных. Это учитывается при проведении курсов переподготовки учителей русского языка и литературы. Во-первых, программа курсов в качестве центрального и обязательного компонента включает проблемные вопросы изучения русской литературы XIX века. Проблемный подход преобладает над историко-литературным, так как курс лекций по истории русской литературы XIX века общей программой переподготовки учителей не предусматривается. При этом все рассматриваемые проблемы обязательно включены в историко-литературный контекст эпохи. Учителя-словесники должны иметь чёткие представления о связи того или иного писателя и его произведений как с историческими обстоятельствами создания и творчества в целом, так и с индивидуально-личностными обстоятельствами жизни и судьбы писателя. Во-вторых, особое внимание уделяется вопросам анализа художественного текста, неразрывности и взаимодействия содержания и формы, введению в школьную практику научного аппарата литературоведения и теории литературы, адаптированных до уровня восприятия школьников. При составлении программы повышения квалификации учителей-словесников учтены как требования и пожелания слушателей курсов, так и результаты входной диагностики, что и позволило определить круг проблемных вопросов. Трудности для учителей представляют такие писательские имена, как А.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков, Ф.И. Достоевский, А.П. Чехов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев. Дополнительного освещения требуют проблемы: жанр литературного произведения; философская лирика; драматургия нового типа; полифония текста; комплексный литературоведческий анализ; изобразительно-выразительные средства языка и поэтической речи. Программа направлена на достижение общей цели переподготовки учителей — повышение уровня филологической компетентности; совершенствование навыков аналитической работы на уроке; свобода владения литературоведческим аппаратом; ориентация в сложной картине борьбы мнений и оценок литературных явлений и фактов. По окончании курсов учителя проходят выходную диагностику в форме практического занятия по анализу текста или письменного ответа на один из предложенных проблемных вопросов. Учебно-тематический план
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Иванов А.А. inform-86sc@yandex.ru |