ВВЕДЕНИЕ

Target

Учебно-методические комплексы дистанционного образования (далее УМК ДО) в Ульяновском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования предназначены для слушателей, проходящих повышение квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий.

УМК ДО разрабатывается в целях обеспечения самообразовательной работы слушателей в дистанционном режиме, методического сопровождения процесса повышения квалификации с учётом потребностей и запросов педагогических работников.

УМК ДО – это система учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение обучающимися содержания образования в дистанционном режиме, и являющаяся частью образовательных программ по направлениям повышения квалификации, реализуемым в УИПКПРО.

Структура УМК ДО включает в себя следующие основные блоки:

  • программно-планирующий;
  • учебно-методический;
  • контрольно-диагностический;
  • ресурсно-сопровождающий.

УМК ДО обеспечивает:

  • технологическую многофункциональность – возможность использования в клиентской среде УИПКПРО, в сети Internet, «кейс»-технологиях, на CD-дисках, в виде полиграфической продукции; некритичность к уровню компьютерной техники и базовому программному обеспечению;
  • возможность и готовность к организации интерактивной связи преподавателя и слушателя, а также тренировочной учебной деятельности (консультации во время изучения слушателями материала, реализуемые через электронную почту, встроенную в оболочку курса; электронные распеределённые семинары в режиме форумов, в распределённом времени или в реальном времени);
  • реалистичность выполнения заявленных работ в установленные сроки при соблюдении установленных требований.

Программно-планирующий блок

Русская классическая литература XIX века
(12 часов)

Программу разработала: Васильчикова Т.Н., кандидат филологических наук, профессор кафедры филологического образования УИПКПРО.

Пояснительная записка

Русская классическая литература XIX века составляет образовательное ядро школьного литературного образования, без сомнения, являясь его идейно-художественным центром. Вот почему практически все сегодня действующие программы по литературе как для общеобразовательных, массовых школ, так и для школ и классов с углублённым изучением предметов гуманитарного цикла, содержат определенный набор имён и произведений русских писателей XIX века, который считается как бы золотым фондом отечественного искусства слова. Рубежными являются имена А.С. Грибоедова и А.П. Чехова. Между этими великими вехами и располагается русский классический реализм XIX века, изучаемый в школах по-разному: это может быть линейный принцип на историко-литературной основе, концентрический принцип повтора уже изученного материала на новом смысловом и художественном уровне, выборочный принцип и т.д. Вероятно, пути и подходы изучения литературы будут меняться и в дальнейшем, но смело можно сказать, что и в будущем человеку, заканчивающему школу в России, знать этот золотой фонд надо будет обязательно.

Неизменность великих имен не значит, что решены все проблемы их осмысления и изучения в школе.

Уровень литературоведческой науки в целом не остаётся неизменным, это не может не отразиться на школьном предметном преподавании. Так, утверждение в «большом литературоведении» принципов структурального анализа текста отозвалось в школьном «малом курсе» усилением внимания к художественной форме. В 90-е годы в школьную программу активно стали вводиться основы стихосложения, лингвоанализ текста, категории пространства и времени (хронотоп) в художественном произведении. Литературоведческий анализ стал более профессиональным, углубился, что является прогрессивным и радующим фактором. Но учителя-словесники часто испытывают затруднения перед необходимостью новой интерпретации произведений, казалось бы, известных и изученных. Это учитывается при проведении курсов переподготовки учителей русского языка и литературы. Во-первых, программа курсов в качестве центрального и обязательного компонента включает проблемные вопросы изучения русской литературы XIX века. Проблемный подход преобладает над историко-литературным, так как курс лекций по истории русской литературы XIX века общей программой переподготовки учителей не предусматривается.

При этом все рассматриваемые проблемы обязательно включены в историко-литературный контекст эпохи.

Учителя-словесники должны иметь чёткие представления о связи того или иного писателя и его произведений как с историческими обстоятельствами создания и творчества в целом, так и с индивидуально-личностными обстоятельствами жизни и судьбы писателя.

Во-вторых, особое внимание уделяется вопросам анализа художественного текста, неразрывности и взаимодействия содержания и формы, введению в школьную практику научного аппарата литературоведения и теории литературы, адаптированных до уровня восприятия школьников.

При составлении программы повышения квалификации учителей-словесников учтены как требования и пожелания слушателей курсов, так и результаты входной диагностики, что и позволило определить круг проблемных вопросов.

Трудности для учителей представляют такие писательские имена, как А.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков, Ф.И. Достоевский, А.П. Чехов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев.

Дополнительного освещения требуют проблемы: жанр литературного произведения; философская лирика; драматургия нового типа; полифония текста; комплексный литературоведческий анализ; изобразительно-выразительные средства языка и поэтической речи.

Программа направлена на достижение общей цели переподготовки учителей — повышение уровня филологической компетентности; совершенствование навыков аналитической работы на уроке; свобода владения литературоведческим аппаратом; ориентация в сложной картине борьбы мнений и оценок литературных явлений и фактов.

По окончании курсов учителя проходят выходную диагностику в форме практического занятия по анализу текста или письменного ответа на один из предложенных проблемных вопросов.

Учебно-тематический план

№№ пп Тема занятия Форма проведения Форма контроля
    Лекции Практические занятия  
1 Творчество А.П. Чехова в аспекте школьного изучения 1 1 Письменная работа по проблемным вопросам
2 Лирика А.А. Фета. Проблемы интерпретации поэтического текста. 1 1 Письменный анализ стихотворения по выбору
3 Лирика Ф.И. Тютчева. Проблемы интерпретации поэтического текста. 1 1 Письменный анализ стихотворения по выбору
4 Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в аспекте школьного изучения. 2 1 Письменная работа по проблемным вопросам
5 Роман Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание» на уроках в школе. 1 1 Беседа по проблемным вопросам
6 Рассказ «Тупейный художник» и рассказ «Очарованный странник» Н.С. Лескова. Проблема жанра и композиции. 1   Беседа по проблемным вопросам
ВСЕГО 7 5  

© Иванов А.А. inform-86sc@yandex.ru

Hosted by uCoz