Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на уроках в школе

(Лекция — 1 час)

Отражение в романах 60-70-х г.г. трагического характера эпохи «великого перелома». Жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание» (черты идеологического, социального, исторического, бытового, детективного романа).

Социально-исторический и философский характер «идеи» Раскольникова. Проблема гибели и воскрешения души в романе. Проблема вины, наказания и искупления в романе. Соотнесенность с образом главного героя образов Свидригайлова, Лужина, Лебезятникова.

Этико-эстетический идеал Достоевского и его воплощение в образе Сони Мармеладовой.

Идея личной ответственности и нравственного смысла поступков человека в свете христианской и общечеловеческой этики.

Практическое занятие — 1 час

Изображение трагизма жизни «большого города».

Двуплановость в изображении Петербурга (реальный и иррациональный план — «город-призрак»).

Символика цвета в романе («жёлтый», «красный», «зелёный») и её роль в раскрытии идейного замысла.

Символика сновидений. Сны Раскольникова и их роль в решении проблемы нравственного выбора личности.

Функции категории времени в развитии «идеи» героя и выражении авторского голоса. Проблема полиформизма. («Полифонический роман» — М. Бахтин).

Вопросы для итогового контроля

  1. Проанализируйте один из снов Раскольникова в романе с точки зрения его роли в развитии, осуществлении и крушении «идеи» героя.
  2. Найдите в романе те массовые сцены, когда раздается смех толпы («вокруг, разумеется, раздавался смех...») — и ответьте на вопрос: Все ли смеются? — объясните смысл художественного сопоставления.
  3. Какой цвет превалирует в художественной палитре романа? С какой целью он выбран автором для создания художественной атмосферы?

Литература

  1. Бахтин М. Проблемы поэтики Ф.М. Достоевского. — М., 1972.
  2. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. //Русские эмигранты о Достоевском. — СПб., 1994. С. 30-60.
  3. Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Ф.М. Достоевского //О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931. — М., 1990.
  4. Достоевский и другие писатели. Трагизм, новаторство, мастерство. Сб. статей. — М., 1971.
  5. Иоанн, архиепископ (Д.А. Шаховской). Можно ли «гуманизировать» Достоевского? //Русские эмигранты о Достоевском. — СПб., 1994. С. 365-369.
  6. Карякин Ю. Самообман Раскольникова. Роман Достоевского «Преступление и наказание». — М., 1976.
  7. Кожинов В. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. — В кн.: Три шедевра русской классики. — М., 1971.
  8. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание. // Русские эмигранты о Достоевском. — СПб., 1994. С. 291-315.
  9. Телегин С.М. Религиозно-утопический миф Ф.М. Достоевского. // Религиозные и мифологические тенденции в русской литературе XIX века: Межвузовский сборник научных трудов. — М., 1997. С. 146-156.
  10. Тихомиров Б.Н. О «христологии» Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. — СПб., 1994. С. 102-121.
  11. Одиноков В.Г. Типология образов в художественной системе Ф.М. Достоевского. — М., 1981.
  12. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. — М.-Л., 1964.
  13. Этов В.И. Ф.М. Достоевский. Очерк творчества. — М., 1968.
© Иванов А.А. inform-86sc@yandex.ru
Hosted by uCoz